• 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg

 

В работе секции приняли участие 35 специалистов учреждений образования, здравоохранения, соцзащиты. Участники говорили о том, что жизнестойкость – один из показателей психологического здоровья, и следовательно, находится в перечне приоритетных задач образовательной организации.

Большой интерес и положительную оценку вызвал опыт работы МКОУ «Долганская СОШ», представленный О.А. Ушаковой, зам. директора по ВР, учителя русского языка и литературы. Она отметила, что формирование жизнестойкости – это воспитание личности, способной адекватно реагировать на жизненные трудности. Жизнестойкость – личностный феномен, который обеспечивает способность человека сопротивляться и отстаивать свое право на существование. А воспитать жизнестойкую личность, означает сформировать в растущем человеке непотребительское отношение к своему существованию. Жизнестойкость скорее нравственная категория и определяет способ взаимодействия ребенка с миром. Поэтому очень важно правильно выбрать педагогические технологии. Учитель не должен быть истиной в последней инстанции, он показывает неоднозначность, противоречивость общественных, научных проблем, жизненных обстоятельств. Если учитель способен на диалог, на совместный поиск, то и у ученика развивается понимание мира человеческих чувств и переживаний, рефлексия.

Особое место в формировании жизнестойкости занимает литература, потому что это не только знания, но и опыт сопереживания, который задействует эмоционально-волевую сферу личности. Ученик, погружаясь в символическую реальность, как бы «проживает» эти условные обстоятельства, примеривает на себя модели поведения. На уроках биологии, физики, химии, ОБЖ, истории ученики знакомятся с экстремальными ситуациями, и узнают какими физиологическими и психологическими возможностями обладает человек, что он может и должен делать в сложной (кризисной) ситуации.

Внеурочная деятельность дает возможность сформировать черты характера, обеспечивающие жизнестойкость, как свойство личности: жизнелюбие, энергичность, силу воли, целеустремленность, оптимизм, интерес к жизни, поиск возможностей для достижения поставленных целей, уверенность в том, что все в жизни имеет свой смысл, готовность выходить победителем из любых жизненных ситуаций, накапливать опыт преодоления препятствий, избавляться от физической слабости, уныния.

Очень значима для подростков дружба со сверстниками и взрослыми, чувство причастности к коллективу. Ольга Александровна отметила, что в школе выбирают такие формы деятельности, которые требуют максимального участия каждого, способствуют созданию ситуации успеха, атмосферы сопереживания, сопричастности и совместного участия в деятельности. Формируют ценностно-смысловые установки: «Как хорошо, что я живу!», «Как хорошо, что Я — человек!».

Эффективными оказались:

  • разработка социальных проектов «Лично причастны», «Ведущие за собой»;
  • «Фестиваль искусств», День здоровья «Спорт против вредных привычек»;
  • участие в работе школьной детской организации «Новое поколение», которая оказывает помощь ветеранам Великой Отечественной войны, труда, вдовам;
  • встречи с выпускниками школы, служившими в горячих точках;
  • выпуск устного журнала «Сибирские характеры»;
  • проведение «Дня интернационалиста».

Эти мероприятия дали возможность детям объективно осознавать собственные возможности, проявить лучшие человеческие качества, освободиться от неуверенности, комплексов, пессимизма, почувствовать себя нужным и значимым, понять, что из любой, даже очень сложной ситуации всегда есть выход.