• 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg

 

Уважаемые посетители сайта!

 

Предлагаем вашему вниманию информацию по актуальным темам воспитания и развития детей разного возраста.
Такой вид помощи, как дистанционные консультации, не требует личного визита к специалисту и обеспечивает конфиденциальность.
Педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды подготовили ответы на вопросы, с которыми замещающие родители чаще всего обращаются в Центр.

 

Телефон горячей линии для детей и подростков  8-800-2000-122 + 

 

 

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ

 

СМИ, информационные и коммуникационные технологии сегодня играют важнейшую роль в жизни детей. Дети каждый день смотрят телевизор часами, но все больше и больше времени они проводят в Интернете, используя навыки, которым они быстро обучаются у своих сверстников. Дети используют интерактивные средства для игры, общения, написания блогов в Интернете, прослушивания музыки, размещения собственных фотографий и поиска других людей для общения в интерактивном режиме. Поскольку существует реальное несоответствие между грамотностью в отношении информационных средств между детьми и взрослыми, большинство взрослых мало знают о том, что делают их дети в Интернете или как они это делают.

Виртуальный мир может предложить детям, как возможности, так и расставить ловушки. Использование электронных, цифровых и интерактивных информационных средств оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей: это увлекательно, это обучает и социализирует. Однако это также несет потенциальную возможность вреда для детей и сообществ, в зависимости от того, как осуществляется использование. 

Родители должны быть готовы реагировать на содержание Интернета и к проведению необходимых разъяснений со своими детьми по любым возникающим проблемам. Однако, важно, чтобы и сами взрослые имели представление об информационной безопасности в сети Интернет. Ниже приводятся ссылки на информационные ресурсы, которые помогут разобраться и получить ответы на многие возникающие вопросы.

tematk 01

 

http://detivrunete.ru – сайт о безопасном использовании Интернета «Дети в рунете»
Телефон «горячей» линии: 8-800-200-24-00 (звонок по России бесплатный)

http://detionline.com - сайт «Дети России онлайн»
Телефон «горячей» линии: 8-800-250-00-15 (звонок по России бесплатный)

 

 

ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?

 

В этом году Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. Естественно, Вы волнуетесь, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь.  Ещё большее волнение испытывает ребёнок, ведь он находится между дошкольной и школьной жизнью, между игрой и учебной деятельностью. Дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределённости всем своим существом: у них нарушается устойчивость к стрессам, растёт напряжённость. И с таким ребёнком, конечно, нелегко. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни. С одной стороны, важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности придется выполнять в новой роли. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.  А с другой стороны,  Вам необходимо знать о тех качествах, которые помогут ребенку успешно адаптироваться в школе:

  • внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;
  • хорошая память;
  • сообразительность;
  • любознательность;
  • развитое воображение;
  • начальные навыки чтения, счёта, письма;
  • физическая ловкость;
  • волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);
  • организованность, аккуратность;
  • дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.

Представляем Вашему вниманию  специальный тест для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, разработанные американским психологом Джеральдиной Чейпи, смогут сами приблизительно оценить уровень развития своих детей.
Самодиагностика для родителей
Оценка развития познания
1.  Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый/левый, большой/малый, в/из?
2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?
3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
4.  Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
5.  Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
Оценка базового опыта ребенка
6. Приходилось ли ребенку сопровождать Вас на почту, в Сбербанк, магазин?
7.  Был ли малыш в библиотеке?
8. Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в деревне, в музее?
9.  Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть у него хобби?
Оценка языкового развития
11.  Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
12. Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
13.  Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
14.  Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
15.  В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
16. Четко ли ребенок выговаривает слова?
17.  Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?
Оценка уровня эмоционального развития
19.  Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
20.  Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
21. Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
22.  Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Оценка умений общения
23. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
25.  Способен ли ребенок слушать других не перебивая?
Оценка физического развития
26.  Хорошо ли ребенок слышит?
27.  Хорошо ли он видит?
28.  Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
29. Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
30.  Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
31.  Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?
Зрительное различение
32.  Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б/п, кот/год?
Зрительная память
34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?
35.  Знает ли ребенок свое собственное имя и хотя бы 6—8 названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
Зрительное восприятие
36.  Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
37.  Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
38.  Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
39.  Может ли малыш интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?
Уровень слуховых способностей
40.  Может ли ребенок рифмовать слова?
41.  В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
42.  Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
43.  Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
44.  Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
45.  Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают вслух?
46.  Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках?

      Ваши наблюдения помогут Вам понять сильные и слабые стороны развития Вашего ребенка. Если у Вас возникли какие-либо вопросы по развитию Вашего ребенка,  обратитесь к учителю-логопеду или педагогу-психологу.
Верьте в своих детей! Желаем Вам удачи!

Консультацию подготовили учитель-логопед Полянских О.Н., педагог-психолог Белогруд Л.А.

 

Учим ребёнка читать

 

В какой-то момент родители дошкольника задумываются над вопросами обучения чтению ребёнка. Разных методик по обучению чтению достаточно много, начиная от обыденного букваря и заканчивая кубиками Зайцева и карточками Глена Домана. И до того как избрать для малыша какую-либо методику, следует честно ответить для себя на вопрос: какие мотивы правят Вашим желанием научить ребенка читать?
 
Если для Вас просто хочется гордиться, как рано он научился читать, то лучше обучение чтению вообще не начинать, так как вреда в данном случае ребёнку вы принесёте больше, чем полезности. Главное сформировать желание ребёнка, а не Ваше желание. И, конечно, чтобы такое желание появилось у ребёнка, он должен видеть постоянный пример для подражания: Вы сами много читаете, имеете домашнюю библиотеку для всех членов семьи. Очень важно чтобы у ребёнка были свои личные книги. Чтобы он тоже мог "читать" их, подражая Вам. Неважно, что в книге почти нет текста, до школы у ребенка должны быть книги, где много картинок. На этом этапе важнее не научить читать, а научить пересказывать тексты своими словами.
 
Есть только два действительно правильных условия для начала обучению чтению. 
 
Первый, когда ребёнок сам проявляет интерес к буковкам и знакам. В таком случае обучение чтению можно начинать в любом возрасте, и подобрать такие игровые методики, которые не отбивают, а развивают интерес малыша.
 
Другой случай, это когда особого интереса у ребёнка к буквам нет, но подходит время обучения в школе. А малыши, которые к школе уже могут читать, обычно, легче адаптируются к новым для них школьным условиям. В данном случае начинать учить чтению дошкольника ранее 5,5-6 лет даже не стоит.
В этой статье мы побеседуем о втором случае, когда ребёнок не проявляет сам интерес к чтению, а учить его вроде как уже и пора. 
 
При подготовке к школе учить дошкольника чтению можно как по букварю, так и при помощи кубиков, а лучше использовать и кубики, и карточки со знаками, и букварь, чтоб варьировать занятия. Но необходимо непременно учесть и особенности школьного обучения. Опрос учителей начальных классов показал, что внедрение многих новых методик приносит ребёнку больше вреда, чем полезности. Дети, которых учили при помощи нестандартных методик, в начальных классах школы испытывают реальный стресс. Им приходится переучиваться, а это тормозит весь процесс школьного обучения и плохо оказывает влияние на психику. Умение читать - очень принципиальный навык. От его формирования напрямую зависит удачливость ребёнка в школе. Потому верный выбор методики обучения чтению - очень важен. Пусть родительская мудрость даст подсказку для Вас, какую из них избрать.
Начиная обучение чтению надо помнить о том, что слоги и слова строятся не по логическим законам. Это в арифметике есть логика, а в чтении её нет. И если взрослому понятно, что буква М и А совместно будут читаться МА, то ребенку этого не осознать, он может только уяснить. И здесь нужно понимать, что обучение чтению - это, сначала, развитие памяти. Ребёнок просто запоминает (а не осознает, как принято считать), как пишутся буквы. Поэтому если вы желаете научить малыша чтению, окружите его знаками в кубиках, на магнитных карточках и т.д. Лепите, конструируйте, раскрашивайте буквы: чем чаще ребёнок будет созидать буквы, тем быстрее он к ним привыкнет и выучит.
 
Сейчас в Интернете можно найти много видео уроков, мультфильмов на тему «Учим алфавит». Просматривая различные рекомендации для родителей, видео ролики, иногда хочется просто кричать: «Дорогие родители, оставьте Вы алфавит в покое! Не нужен он ребенку! Даже нам, взрослым людям, алфавит требуется только в очень редких ситуациях». Зачем забивать ребенку голову тем, что ему совершенно не нужно, тем, что он не сможет применить? Знание букв абсолютно не гарантирует умение читать.

Обучение чтению предполагает произнесение согласных только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М». 
 
Последовательность изучения букв определена методикой, которую Вы выбираете. Чаще всего первыми изучаются гласные А, У, О. Затем добавляются согласные (например, М, Н и т.д.). Учить чтению ребенка-дошкольника легче всего по букварю. Хорошо зарекомендовал себя букварь, автором которого является Н.С.Жукова. Это пособие весьма эффективно помогает ребёнку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги. В нём не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш ребёнок не заскучал. 
Когда ребёнок научится читать обыкновенные слоги, можно приступать к словам: поначалу прочитываем ему слово вслух, а потом попросим малыша повторить. Используя различные игровые приёмы, не торопясь и не торопя, можно безболезненно и с наслаждением научить чтению малыша, который обучаться чтению не желает.
Для обучения чтению можно пользоваться и компьютерными играми. Главное - верно избрать.
 
В итоге несколько правил для удачного обучения чтению.

  1. Поддерживайте интерес малыша к занятиям, используя благожелательную обстановку, различные игры и пособия, возможно собственного изготовления.
  2. Принципиальна не столько продолжительность занятия, сколько частота. В обучении чтению важна последовательность и систематичность.
  3. Обучение чтению предполагает интеллектуальное напряжение, потому после занятий давайте ребенку разрядку, например, играйте с ребенком в подвижные игры.
  4. Если ребенок не желает заниматься, это гласит о том, что способности малыша не поспевают за требованиями взрослого. Задумайтесь, что изготовлено не так, и вернитесь на предшествующий шаг. Будьте терпеливы и никогда не начинайте занятия, если у вас либо у вашего малыша нехорошее настроение.
  5. Не сравнивайте ребёнка с другими детками. Темпы обучения у всех свои и может быть таланты вашего малыша лежат в другой области.

Да, и если ребёнок научился читать сам, это не устраняет родителей от обязанности читать ему вслух. Психологи советуют родителям читать детям книги вслух до 14 лет для настоящего чувственного развития малыша.

Консультацию подготовили учителя-логопеды Полянских О.Н., Опаликова М.Б.

 

Обнимайтесь чаще, обнимайтесь крепче!

 

Психическое здоровье человека неразрывно связано с удовлетворением его тактильных потребностей через прикосновение, поглаживания или объятия. Как отмечает всемирно известный американский психолог Вирджиния Сатир: «Нам нужно по четыре объятия в день для выживания. Нам нужно по восемь объятий в день для поддержки. Нам нужно по двенадцать объятий в день для роста».
 

Проявления нежности и внимания близкого человека играют большую роль в процессе формирования личности ребенка: его характера, восприятия окружающих людей и способствуют появлению чувства защищенности.
 

Дети из неблагополучных семей, оставшиеся без попечения родителей, часто лишены телесных контактов, и поэтому нередко вырастают неспособными к теплым чувствам, страдают от непонимания, от конфликтов с окружающими людьми. Для того чтобы ребенок вновь поверил взрослым и смог снова доверять им, замещающим родителям необходимо уделять особое внимание проявлениям теплоты и заботы. Объятие – простой способ, который помогает почувствовать и ребенку и взрослому теплоту их семейных отношений. Это особенно важно для гармонизации детско-родительских отношений в замещающей семье.
 

Чем больше и чаще ребенок получает внимание и нежность родителей, тем более уравновешенным, спокойным и здоровым он вырастет. Это касается не только психического, но и физического здоровья – такие детки меньше болеют, их иммунитет гораздо крепче. Многие родители считают, что проявлять нежные чувства, обнимать и целовать можно только девочек. Бытует мнение, что с мальчиками такое поведение недопустимо, иначе не удастся из них вырастить настоящих мужчин. Статистика показывает, что мальчики в возрасте до 7 лет получают в 4-5 раз меньше ласки, чем девочки в этом же возрасте. Однако для мальчиков физический контакт с родителями не менее важен, чем для девочек.
 

Есть ситуации, в которых проявления родительских чувств обязательны: физическая травма, эмоциональный стресс и сильное волнение, испуг или усталость, болезнь или плохое самочувствие, ежедневный отход ко сну. Во всех этих случаях объятия помогут вернуть ребенку психическое равновесие и сохранить физическое здоровье.
Объятие совершенно естественно для человека. Оно показывает нашу заботу, не требует дополнительных усилий и обладает волшебной силой. Когда мы раскрываем наши сердца и руки, мы поощряем других следовать нашему примеру!
Обнимайтесь чаще!

Консультацию подготовил педагог-психолог Белогруд Л.А.

 

Возрастные особенности звукопроизношения детей

 

Произношение маленьким ребенком каждого звука родного языка  – это сложный акт. У ребенка 3-х лет еще несовершенно функционируют  слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы  речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что ребенок различает звуки речи на слух, а движения его речевых органов еще недостаточно четко согласованы. Поэтому речь малыша мало понятна. Нарушение звукопроизношения, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на полноценность всестороннего развития ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, чувства неполноценности). Поэтому необходимо контролировать своевременное формирование звукопроизношения. 
В возрасте от года до двух лет ребенок овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков – гласных, губно-губных согласных –  «Б», «М». Именно из этих звуков состоят всем хорошо известные первые произносимые ребенком слова.
В возрасте от  2-3 лет он усваивается произношение и ряды  сравнительно несложных звуков. К ним относятся гласные «И», «Ы», «У»; губно-губные согласные «Ф», «В»; начинают появляться простые из переднеязычных звуков «Т», «Д», «Н»; заднеязычные «К», «Г», «Ч» и среднеязычные «Гь», «Кь». Каждая из этих групп согласных звуков характеризуется наличием общих признаков артикуляции, что отражено в самих названиях  звуков (губно-губные, передние и заднеязычные). Появление у детей звуков именно группами не случайно. Например, только ребенку становится доступным поднимание и прижимание кончика языка к верхним резцам, так в его речи появляются все три  артикулируемые этим способом звука – «Т», «Д», «Н», то же самое относится и ко всем другим группам звуков.
Произношением  значительно более сложных по своей артикуляции  свистящих «С», «З», «Ц» и шипящих «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» звуков ребенок овладевает в более поздние сроки в возрасте от 3-5 лет. До этого времени дети, как правило, заменяют эти звуки на артикуляторно простые. При этом характерно, что по мере совершенствования речевого аппарата, звуки-заменители постепенно усложняются. Так, если на первых порах в качестве заменителя звука «Ш» выступают звуки «Т» или «Ть», то несколько позже в этой роли мы слышим  уже «Сь» или «С»  и, наконец, сам звук   «Ш». 
Таким образом, слово ШАПКА  в разные возрастные периоды в речи одного и того ребенка будет звучать по-разному: ТЯПКА – СЯПКА – САПКА – ШАПКА. Здесь важно отметить, что во всех этих случаях мы имеем дело с полной заменой артикуляторно сложного звука каким-то более простым, но правильно произносимым звуком. 
Позднее всего, нередко лишь в возрасте 5-6 лет, ребенок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков «Р» и твердого «Л».
Таблица  примерных сроков усвоения звукопроизношения.

Время появления Звуки
1-2 года а, о, э, п, б, м
2-3 года и, ы, у, ф, в, т, д, н, г, к, х, й
3-5 лет с, ц, з, ш, ж, ч, щ
 5-6 лет  р, л

На  седьмом году заканчивается процесс становления звукопроизношения у детей. Теперь все произнесенные  ребенком слова состоят лишь из правильно артикулируемых звуков, и в этом отношении речь не отличается от речи взрослого.
Таким  образом, до определенного возраста звукопроизношение у всех без исключения детей характеризуется несовершенством, что нередко обозначается термином «физиологическое (или возрастное) косноязычие». 
Это обстоятельство часто усыпляет бдительность родителей и даже отдельных специалистов, которые все списывают на возраст и полагают, что до достижения ребенком 5-6 лет в правильности его звукопроизношении беспокоиться преждевременно.

Как ни хочется уберечь ребенка от жестокостей мира, он неизбежно с ними сталкивается. Травма мешает жить, отнимает силы, нужные для развития. Как помочь ребенку пережить потрясение? Как самому взрослому справиться с последствиями давних детских травм? Об этом — семейный психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ. 

Почему они не ломаются?

— Можно ли обезопасить своего ребенка от возможных потрясений и травм? 
— С какими-то травмами растут все дети: трудно найти семью, в которой ничего не случается. Кто-то сильно обжегся, кто-то упал и расшибся, у кого-то умерла бабушка, собаку сбила машина… Это случается со всеми, это часть жизни. Этот опыт обязателен для человека. Любая жизнь — это баланс травм и ресурсов. Это сумма двух разных сил: с одной стороны, то, что тебя обессиливает, с другой — то, что тебя поддерживает и придает сил.
— Бывает, что ребенок чего только не натерпелся в детстве, а вырастает нормальным человеком — вот как Горький вырос среди «свинцовых мерзостей» и даже стал большим писателем… А кто-то ломается при полном, кажется, благополучии. 
— Мне довелось общаться с детьми беженцев, которые в самом деле пережили ужас — где-то бежали под бомбами, прятались в грязной канаве… но они были с родителями, и никто из родителей не погиб, не потерялся, и взрослые сохранили присутствие духа. Дети помнили, что с ними было, но это не разрушило их картину мира. У маленького ребенка нет объективного представления об опасности. Оно основано на том, как он воспринимает ситуацию субъективно: мама рядом — хорошо, нет мамы рядом — плохо. Мне недавно одна знакомая рассказывала про свою свекровь, которая в возрасте трех-четырех лет пережила ленинградскую блокаду. У нее сохранились конкретные воспоминания об этом времени, но нет ощущения ужаса, потому что мама поставила перед собой цель показать детям, что все нормально. Когда они шли в бомбоубежище, мама говорила, что они идут гулять, они спускались туда со сказками и рассказами… 
 

Детское восприятие основано на привязанности. Если ребенок привязан к взрослому, он делегирует ему отношения с миром и сам живет спокойно: взрослый за все отвечает. Именно поэтому, кстати, у многих детей был шок в девяностых годах, когда люди вроде бы не голодали, не падали и не умирали на улицах, но родители не справлялись с жизнью, и детей травмировал этот опыт. 
— Но некоторые дети воспринимают мир трагически, даже когда у них благополучная жизнь и хорошие отношения с родителями…
— Дети сами по себе очень разные. И травма бывает разная: один тип — это когда что-то плохое случается (ну, скажем, человек ногу сломал); второй — это когда ему постоянно, хронически недостает чего-то необходимого: любви, родительского тепла, привязанности. Этот второй тип травмы называют депривацией. Известно, что на депривацию разные дети реагируют по-разному: есть дети, которых как будто что-то хранит, а других депривация сильно разрушает. Отчего это зависит, никто не знает: вот как одни дети часто болеют и ловят любую инфекцию, а другие почти совсем не болеют. Я знакома с человеком, у которого всегда были хорошие отношения с отцом. Но однажды папа настолько вышел из себя, что этого ребенка избил, и этого одного раза ему хватило на всю жизнь: сейчас ему 60 лет, и он до сих пор заикается. 

Боль стучит из коробочки

— Чем можно помочь травмированному ребенку? 
— Чтобы помочь, важно помнить про баланс травм и ресурсов. Чем сложнее ситуация, в которой находится ребенок, тем больше ресурсов нужно в нее вкладывать. Преодоление травмы может идти через регрессию — ребенок спускается назад, к более младшему возрасту, если может рассчитывать, что взрослый ему поможет. Но взрослые часто не желают иметь дела с детской болью, им кажется — пусть он поскорее забудет. Они подают ребенку сигналы: перестань это чувствовать, не говори об этом, забудь. И дети в этом случае не переплавляют свою боль, не перерабатывают ее, а запирают чувства, примораживают их во внутренней коробочке. А вместе с ними непременно примораживается и часть внешнего опыта. И кажется, что ребенок все забыл, не помнит травмы, не говорит об этом, но нельзя приморозить одно чувство, не замораживая все остальные. Если он заморозил горе, заморозятся и другие чувства. А травма не просто так лежит в этой коробочке: она из нее стучит, хочет вырваться наружу. И тут нужен внутренний караул, чтобы охранять ее, не выпускать. Очень много душевных сил тратится не на выполнение задач возраста, не на рост и взросление, а на стучащую из коробочки боль. 
— Как это влияет на дальнейшую жизнь человека? 
— Если ребенок не пережил травму в объятиях взрослого, его развитие притравлено этой травмой, даже если кажется, что у него все благополучно. Часто бывает, что общаешься со взрослым человеком, который в детстве пережил что-то тяжелое, и непонятно даже, что не так, но есть общее ощущение неблагополучия. Он может, например, об ужасных событиях своей жизни рассказывать с буратинской улыбкой, это признак потери чувствительности, это свидетельство не пережитой и не переработанной травмы. 
— Как помогать ребенку, которому плохо? 
— Что бы ни произошло, задача взрослого — контейнировать чувства ребенка. Быть для них контейнером, стать психологической утробой для другого. Обнять его вместе с его чувствами — и не разрушиться от этого. Этому не надо специально учиться на курсах, это в каждом из нас заложено. Скажем, когда на работе кому-то из коллег внезапно сообщают плохую новость — какой наш первый порыв? Обнять за плечи, ничего не спрашивать по работе, не требовать от него действий, может быть, принести ему воды… Не надо пытаться отвлекать человека от того, что у него случилось, забалтывать его, не нужна установка на то, что надо немедленно развлечь его, сводить в «Макдоналдс», не надо объяснять, что все будет хорошо, до того, как человек проживет свои чувства. Наша задача — позволить ребенку выплеснуть чувства: его боль, его гнев, его страх, — только тогда он может восстановиться, хотя и со шрамом. Но если закрываться от ребенка, отгораживаться, стыдить его за его чувства — тогда ребенок отмораживается. 
 

С другой стороны, если мы берем на себя задачу сохранить чувствительность ребенка и не дать ему приморозиться, мы должны понимать, что мир вокруг неласковый. Что чувствительный ребенок в этом мире обречен плавать в бассейне с серной кислотой, и всегда будет испытывать боль, и не покроется коркой. Моя дочь, например, испытала в начальной школе настоящий экзистенциальный шок: не могла понять, как это — зачем продолжать дразнить человека, если он уже плачет? 
— А где же золотая середина? Чтобы ребенок и чувствительность не вполне потерял, и не был в этом мире человеком с ободранной кожей? 
— Если мы хотим сохранить ребенка живым, надо его беречь. По крайней мере до подросткового возраста. Большинство детей так или иначе успевают потерять чувствительность, хотя другие — нет. Потому в хорошие школы с безопасным психологическим климатом и конкурс по двадцать пять человек на место, что это не просто место, где дают образование, но еще и заповедник, куда можно сунуть свою не отмороженную детку и надеяться, что ее там не обидят и не будут говорить «ну чего вы хотите, она же не такая, как все». 
— И что же делать родителям «не таких» детей? Если, к примеру, ребенок веселый, открытый, еще играет в куклы, а вокруг — уже скептически настроенные семиклассницы с пивом и сигаретами? 
— Моя дочь, пока не сменила школу, прогуливала. Есть возможность сменить школу — надо менять. Если это единственная школа в маленьком городке, то надо снижать количество общения, искать для ребенка другие среды. Для моей дочери такой средой стали тренинги в «Далекой радуге», она именно там разместила свой центр общения. Это может быть туристическая секция, кружок, дачная компания — другое место, где ребенок может разместить свои главные чаяния. Если сверстники относятся к ребенку неприязненно, надо учиться отвечать им так, чтобы самому не разрушаться. Для девятилетнего ребенка это задача преждевременная. Для четырнадцатилетнего — вполне соответствует задачам возраста. 

Пора объявить демобилизацию

Иногда родители, сталкиваясь с проблемами своих детей, начинают вспоминать собственное детство — и там оказывается полно незаживших ран. Что делать? 
— Если с человеком в детстве происходило что-то очень плохое, в это лучше не лезть самому. Самодеятельность в таком случае только навредит, надо искать профессионального психотерапевта. Но если это мелкая хроническая травматизация — то помочь себе вполне возможно. Надо относиться к себе как к своему ребенку — не игнорировать свои потребности, заботиться о себе. 
 

К сожалению, взрослые часто воспроизводят модели собственных родителей по отношению к себе самому. Но такая позиция съедает много энергии. Правда, бывают и ошибки детского восприятия: дети неправильно понимают отношение родителей к ним. Скажем, разговариваешь с человеком и видишь, что его тип отношения к миру — как у пережившего жестокое насилие. Биография благополучная, а он воспринимает мир так, будто об него тушили сигареты. Потом оказывается, что он в полтора года пережил ожог, в течение многих недель мама делала ему болезненные перевязки, он ее умолял их не делать, а она делала. Ребенок не понимал тогда, что это нужно, а мама, видимо, не справилась с чувствами, прикрикнула на него — и так получается травма, и уже потом специалисту надо будет расцепить мамины действия и детское восприятие. Часто бывает опыт насильственной госпитализации в раннем возрасте без мамы; дети это обычно воспринимают как предательство родителей: отдали и бросили. 
Если госпитализация без мамы все-таки случилась — надо говорить о чувствах. Не стремиться отвлечь, развлечь — надо проговаривать чувства: больно, страшно, плохо, — показать, что взрослый готов с ними справляться. Ни в коем случае не показывать: мне и так тяжело, прекрати, пожалуйста, это чувствовать. 
— Если понимаешь, что твои нынешние проблемы — это результат давней травмы, что с этим делать? 
— Можно пытаться работать и с нынешним поведением, и разбираться с прошлым: у психотерапевтов есть разные методики — рисунки, разговоры. Обычно грамотный специалист поймет, с чем имеет дело. 
— Но многие это воспринимают как унылое самокопание — участь слабаков и нытиков. 
— Нет, конечно, важно, чтобы забота о себе не превращалась в самокопание. Но многим мамам наоборот свойственно состояние гипермобилизации — я думаю, переданное по наследству от их родителей: стиснуть зубы, прожить это, пережить… такой бокс интенсивной терапии, полная мобилизация сил, когда расслабляться нельзя. Так предыдущие поколения жили, так переживают войну, но некоторые застревают в этом состоянии, даже когда время уже не военное. Это часто замечают психологи, которые работают с родителями выздоровевших онкобольных детей. Они привыкли бороться, они не могут перестать это делать, выйти их этого состояния и начать получать удовольствие. Этот тип поведения женщины в семье существовал много лет и передается по наследству. Но мобилизация — это тоже не бесплатно, она тоже происходит за счет примораживания чувств. Причем сама мать, может быть, и не обратится за помощью, ей-то кажется, что она правильно живет, и даже не допускает мысли, что уже пора объявить демобилизацию. 
— У многих людей сама идея о том, что в основе их проблем может лежать детская травма, вызывает скептическую усмешку. 
— А тут могут быть разные причины. Травма ведь это не всегда ужас-ужас: разбить коленку — это тоже травма. Бывают такие люди, у которых в самом деле не происходило ничего страшнее разбитых коленок — с телом и страшнее разлуки — с душой. И эти травмы не оставили на них никакого следа. Или, может быть, им было плохо, но благодаря мудрому поведению взрослых они смогли это пережить. А может быть, травма была и сил с ней справиться не хватило. Прикасаться к боли нельзя, человек накладывает на нее заморозку — да и не всегда это нужно. Связь между травмой и взрослыми проблемами может быть вообще неочевидной. Например, на одном тренинге для родителей у меня была мама, которая очень бурно реагировала на детскую ложь — притом что вполне терпимо относилась к другим нарушениям. И на второй день тренинга она вдруг вспомнила, как в три или четыре года родители сказали ей, что они едут к бабушке — а сами оставили ее в детском санатории. Немудрено, что ее всю жизнь травмирует вранье. Но она никогда не думала об этой связи, не видела ее, хотя понимала, что есть что-то неправильное в том, как она взвивается от безобидного детского вранья. Так что если у человека есть непережитая травма, ее последствия все равно будут очевидны. А если очевидных проблем нет — так нечего и выискивать их, разумеется.

Консультацию подготовил учитель-логопед Опаликова М.Б.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ: «Психологические проблемы нам даются, чтобы мы менялись».
Важно не смешивать психологические проблемы и духовные. Если человек по-настоящему выстраивает свои отношения с Богом, если он при этом получает какие-то духовные дарования — проблемы душевные и телесные просто не важны. Если человек научился летать, то для него оказывается не так важно, что он прихрамывает при ходьбе. Решение проблем на духовном уровне создает все предпосылки, чтобы «нижние» проблемы решились сами собой. К сожалению, не всегда получается психологические проблемы решить духовным путем. Это удел очень сильных духом людей. Большинство из нас не такие. Как священник я часто сталкиваюсь проблемой, например, детских страхов. Они могут возникнуть у детей верующих, часто причащающихся. Вот недавно была ситуация — проблему страхов одного нашего юного прихожанина удалось неожиданно просто разрешить с помощью именно психологического совета.
Психологические травмы возникают, потому что для чего-то их попускает Господь. Для чего? Чтобы мы менялись. В Церкви словом «изменение» (метанойя по греч.) даже названо одно из таинств — покаяние. Вся наша жизнь состоит из преодоления или не преодоления трудностей, которые Бог перед нами ставит.

У отца Александра Ельчанинова есть размышление, что для детей, у которых есть психологические проблемы, не выстраиваются отношения со сверстниками, это может быть данной Богом защитой — чтобы ребенок не погрузился в какие-то опасные именно для него подростковые ситуации. Психологические проблемы — это задача для самого ребенка, и для его родителей. И их надо решать. Для родителей это вопрос любви к ребенку, терпения, возможность решить собственные проблемы, из-за которых, в частности, возникла проблем у ребенка. Преодоление психологических трудностей может сильно помочь и на духовном пути.

Беседовала Ирина ЛУКЬЯНОВА