Я, учитель начальных классов, не дефектолог, обучаю на дому ребенка по варианту 2, АООП. Подскажите, на что обратить внимание, с чего начинать? Хочется помочь ребенку, но знаний по методикам его обучения не хватает.

10.08.2021

Вариант 2 АООП предназначен для образования детей, имеющих умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость. Для детей данной группы характерны инертность нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему. Дети безынициативны, несамостоятельны, импульсивны. Непосредственные импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия и поступки, неумение противостоять воле другого человека, повышенная внушаемость – все это отягощает их поведенческие проявления и усугубляется в связи с возрастными изменениями, например, в подростковом возрасте. Отсюда трудности в поведении.

Внимание характеризуется рядом особенностей: трудностью привлечения, невозможностью длительной концентрации, неустойчивостью, быстрой отвлекаемостью, рассеянностью, низким объемом. Дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, т.е. запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает.

Восприятие предметов затруднено, уменьшен объем восприятия Оно не дифференцированно, в окружающем пространстве дети выделяют значительно меньше объектов. Значительно нарушено пространственное восприятие. Большие трудности представляет восприятие картин: не понимают причинно-следственные связи между персонажами, не видят сюжета, не понимают изображения движения.

Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Особенно интенсивно забываются знания, полученные в словесной форме.

Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, выделения и фиксирования свойств и простейших отношений между предметами, понимания важности того или иного действия таким детям требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для обычного ребенка.

У всех детей отмечаются нарушения речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: звукопроизношение, лексика, грамматический строй. Становление связной речи происходит замедленными темпами и имеет определенные качественные особенности. Дети не могут длительное время самостоятельно высказываться, необходима помощь взрослого в виде вопросов.

В физическом развитии дети отстают от окружающих сверстников. Это отражается в более низком росте, весе, объеме грудной клетки. Нарушена осанка, движения плохо координированы. Сила, быстрота и выносливость развиты хуже, чем у сверстников. Дети не могут долго удерживать рабочую позу в течение урока, занятия. Они быстро устают, снижена работоспособность. Большинство детей имеют недоразвитие моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук у них неловкие, недостаточно согласованные, часто ведущая рука не выделяется. Многие дети не могут действовать двумя руками сразу.

Дети недостаточно критично относятся к результатам своего труда, не видят ошибок. В обучении детей наиболее важным является обеспечение доступности содержания учебного материала. Снижаются объем и глубина изучаемого материала, увеличивается количество времени, необходимого для усвоения темы, замедляются темпы обучения. Ряд понятий не изучаются. Но, вместе с тем, знания, умения и навыки детей должны быть вполне достаточны, для того, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни в обществе. В обучении используются специфические методы и приемы, облегчающие усвоение учебного материала. Сложные понятия изучаются путем расчленения на составляющие – метод маленьких порций. Сложные действия разбиваются на отдельные операции и обучение проводится пооперационно. Широко используется предметно-практическая деятельность, в ходе выполнения которой могут быть усвоены элементарные абстрактные понятия.

Для того, чтобы подготовить детей к восприятию материала, выделяется пропедевтический (подготовительный) период. В этот период осуществляется развитие у детей всех психофизических функций, участвующих в формировании навыка.

Необходима строгая систематизация в изложении учебного материала. Дети нуждаются в постоянном контроле и помощи со стороны взрослых, в дополнительных объяснениях и показе способов и приемов работы, в большом количестве тренировочных упражнений во время усвоения материала. Важное значение имеет выработка положительной мотивации к обучению, коррекция и развитие психических процессов, речи, крупной и мелкой моторики. Необходимо формирование умений и знаний, способствующих социальной адаптации: навыки обеспечения безопасности жизни, соблюдать личную гигиену, ориентировка в ближайшем окружении, умения пользоваться услугами предприятий торговли, связи, медицинской помощи. Очень значимо в работе с детьми данной категории – это формирование умения общаться с окружающими, усвоение морально-этических норм поведения.

В обучении используются особые методы, а именно больший акцент делается на наглядные и практические методы обучения. А также применяются индуктивные методы, репродуктивный метод, игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования.

Средства обучения должны учитывать особенности восприятия, и интеллектуального развития – содержать самые важные признаки объекта и по возможности без дополнительных несущественных деталей, средства наглядности должны быть доступны для понимания, иметь достаточный размер, четкие подписи.

Дети должны обязательно получать услуги логопеда, психолога, посещать коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности. Цель коррекционных занятий – повышение общего уровня развития, восполнение пробелов предшествующего развития, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии реи, познавательной сфере.

Учебный материал ряда занятий представляет собой определенную систему, предполагающую постоянное повторение пройденного с элементами нового, а также постепенное повышение самостоятельности детей. Практические задания должны предусматривать степень постепенного усложнения. Следовательно, изучение нового материала предполагает привлечение к работе прошлого опыта.

Примерная структура занятия:

1.     организация рабочего места.

2.     повторение познавательных сведений.

3.     сообщение темы занятия.

4.     ориентировка в задании.

5.     выполнение задания по инструкции преподавателя с помощью пооперационного плана.

6.     отчет о проделанной работе.

7.     оценка качества выполненной работы.

8.     подведение итогов.

Познавательные сведения сообщаются в виде короткого рассказа или беседы с обязательной демонстрацией наглядного материала. Повторение сведений целесообразно проводить с использованием игры. Ориентировка в задании включает в себя повторение детьми анализа предмета, рисунка. При анализе отмечаются: назначение предмета, крупные и мелкие его части, детали этих частей, форма, цвет, материал, места прикрепления деталей. Любой предмет, рисунок рассматривается детьми вблизи, можно потрогать его руками. Необходимо установить сходство демонстрируемого объекта с ранее использовавшимися для изображения объектами по форме, материалу, размерам. Значительную помощь в обучении детей умению самостоятельно рисовать окажут пооперационные карты, которые представляют собой последовательный показ образцов выполнения задания в разной степени готовности. Все пооперационные карты крепятся в линейном порядке, следуя логике выполнения задания. Такой прием позволяет обучить детей планированию при выполнении задания. В итоге дети должны выполнять задание самостоятельно, опираясь на образец. Словесный отчет по вопросам преподавателя обязателен. Вопросы могут быть следующими:

- Что ты делал на занятии?

- С чего ты начинал работу? Что мы делали дальше?

Отчет соответствует порядку произведенных действий. Подведение итогов является последним этапом занятия и необходимым. Преподаватель спрашивает о том, что сегодня делали на занятии, и дает домашнее задание.

 

Яндекс.Метрика