На заседании отделения краевого УМО по психологии обсужден региональный Навигатор по профилактике антивитального поведения

На заседании отделения краевого УМО по психологии обсужден региональный Навигатор по профилактике антивитального поведения

22.04.2021


 

1.jpg

 

22 апреля 2021 года состоялось заседание отделения краевого УМО по психологии, на котором обсуждены вопросы формирования у обучающихся навыков ответственного и безопасного поведения в информационном пространстве и вопросы профилактики антивитального поведения несовершеннолетних.

Навигатор_3.PNG

Под руководством Ольги Казанцевой, Уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае, и Ольги Боковой, руководителя отделения краевого УМО по психологии, участники мероприятия обсудили сферу ответственности психологов по формированию навыков безопасного поведения в сети «Интернет», техники и приемы для использования в повседневной практике.

Кроме того, на заседании отделения обсуждена структура и содержание регионального Навигатора педагога-психолога по профилактике антивитального поведения несовершеннолетних в общеобразовательных организациях.

Навигатор создавался членами рабочей группы из числа руководителей муниципальных МО педагогов-психологов на протяжении двух месяцев напряженной работы в процессе изучения многочисленной научно-исследовательской и методической базы федерального и регионального уровня по проблемам суицидального поведения подростков.

Елена Вдовина, руководитель рабочей группы, раскрыла общую структуру Навигатора, выделила основные направления и содержание работы педагога-психолога на всех трех уровнях профилактики. Она подчеркнула, что альтернативой антивитального поведения подростков выступает формирование такой интегральной характеристики личности, как жизнестойкость. Именно она позволяет сопротивляться негативным влияниям среды, переводя кризисные ситуации в ситуации развития. В продолжение обсуждения данного вопроса руководитель МО педагогов-психологов Косихинского района Юлия Зальцман отметила, что основным инструментом педагога-психолога по формированию данного интегративного качества личности является обучение детей навыкам саморегуляции с учетом возрастных особенностей: от самоконтроля к самодисциплине и самодетерминации. Систематическая работа по идентификации собственного эмоционального состояния и других людей, анализу и пониманию поведения, обучению навыкам его управления сформирует у подростков эмоциональный интеллект. Вместе с тем, эмоциональное развитие подростков с акцентуациями характера, по опыту Натальи Кривошеевой, педагога-психолога Волчихинского центра помощи детям, требует коррекции и построения особого рода отношений, специфичных для каждой акцентуации.

Навигатор_2.PNG

 

Содержание методической работы психолога с педагогическим коллективом раскрыто членами рабочей группы - Александрой Милиной, главного внештатного психолога края, и Людмилой Пашковой, руководителя МО педагогов-психологов Ключевского района. Иллюстрация эффективных техник и приемов проведена ими с опорой на сценарии семинаров по обучению педагогов распознаванию детей с депрессивными состояниями и саморазрушающим и суицидальным поведением из регионального Навигатора.

Не менее актуальным и сложным направлением профилактики антивитального поведения выступает взаимодействие психолога с родителями обучающихся. С техниками доказанной эффективности в этом направлении работы познакомили присутствующих Диана Перова, руководитель МО педагогов-психологов Егорьевского района и Татьяна Шмелева, педагог-психолог Алтайского краевого педагогического лицея. Ими отмечено, что эффективность информационной работы с родителями возможна только при системном подходе, а работа с родителями обучающихся группы «суицидального риска» требует особого такта и доверия родителей к педагогам учреждения в вопросах совместного решения проблемы.

Навигатор_4.PNG

В заключении обсуждения регионального Навигатора участники мероприятия совместно с Натальей Чуриловой, руководителем МО педагогов-психологов г. Рубцовска, обсудили подходы и содержание психодиагностики группы «суицидального риска», взяв за основу модель, предложенную коллективом авторов под руководством Банникова Г.С. и Вихристюк О.В. (г. Москва).

Навигатор_Итог.PNG

В целом заседание отделения прошло очень продуктивно и эмоционально насыщенно. У педагогов-психологов края появился систематизированный источник информации, подкрепленный стимульным и диагностическим материалом, каталогами упражнений и психолого-педагогических техник, сценариями занятий с детьми, конспектами родительских собраний и методических семинаров.

 

Навигатор размещен на сайте центра в разделе «Педагогам»_ «Педагогам-психологам».

 
Наверх