15 октября состоялась супервизия для педагогов по разбору сложных случаев антивитального поведения несовершеннолетних
15.10.2025
Специалистами Алтайского краевого центра ППМС-помощи 15 октября 2025 года проведена плановая онлайн-супервизия по разбору сложных случаев антивитального поведения несовершеннолетних, в которой приняли участие более 70 человек.
В ходе супервизии рассмотрено 6 случаев несуицидального самоповреждающего поведения обучающихся с ОВЗ, детей-сирот, обучающихся 5-6 классов и обучающегося профессиональной образовательной организации.
В ходе разбора случаев выявлена недостаточная компетентность педагогов по работе с низкой учебной мотивацией подростков и со сформированной у них выученной беспомощностью.
В этом случае педагогам рекомендовано поддерживать положительные изменения в поведении подростков, стимулировать их закрепление, систематически давая позитивную обратную связь, а также опосредованно воздействовать через друзей и знакомых на их участие в мероприятиях и занятиях.
Еще одной важной проблемой оказалось отсутствие взаимодействия между центрами помощи детям и общеобразовательными организациями в работе с детьми-сиротами. Участниками супервизии отмечены специфические особенности детей-сирот, которые необходимо учитывать при организации сопровождения:
- слабая волевая саморегуляция,
- коммуникативные трудности (эмпатия, отзывчивость, отсутствие навыков планирования общения, низкий уровень сотрудничества),
- наличие внутренней напряженности, ощущение неполноценности, отверженности,
- трудности в эмоционально-волевой регуляции.
Особенно такие подростки нуждаются во внимательном отношении со стороны педагогов в период формирования дальней профессиональной траектории развития. В связи с этим педагогам рекомендованы активизирующие профориентационные игры и техники с учетом особенностей интеллектуального развития подростков из числа детей-сирот, а также инструментарий для их профдиагностики и алгоритм профконсультирования, направленный на формирования мотивационной готовности к выбору будущей профессии.
Традиционно значительный пул проблем педагогов был связан с содержанием работы по стабилизации психоэмоционального состояния подростков с антивитальным поведением. Вниманию участников представлены приемы по снижению уровня тревожности, адаптированные техники релаксации для младших подростков, а также формы динамического наблюдения за эмоциональным состоянием.
Напомним, что супервизии проходят ежемесячно в рамках мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов образовательных организаций. Следующая супервизия запланирована на 12 ноября 2025 года.