Дневник краевой Недели психологии-2024 «Уроки Маленького принца»: 29 октября
29.10.2024
Центральными темами второго дня Недели стали уроки по профилактике суицидального и несуицидального самоповреждающего поведения («Хоть человеческая жизнь дороже всего на свете, но мы всегда поступаем так, словно в мире существует нечто еще более ценное, чем человеческая жизнь…») и по профилактике рискованного поведения («Когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…»)
День начался с организационно-имитационной игры «Междисциплинарный подход к анализу причин антивитального поведения несовершеннолетних и оказанию им комплексной помощи».
Под руководством Ольги Сафоновой, начальника отдела по обеспечению деятельности КДНиЗП Алтайского края Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края педагоги-психологи системы образования и социальной защиты выделяли психологические мишени для оказания психолого-педагогической помощи, договаривались о направлениях и методах работы.
Логическим продолжением организационно-имитационной игры явились мастер-классы по конкретным технологиям работы с кризисным психоэмоциональным состоянием детей и подростков.
Так, Александра Милина, старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии Алтайского государственного университета, показала психологические приемы коррекции чувства вины и обиды у детей.
Оксана Баринова, доцент кафедры клинической психологии Алтайского государственного медицинского университета, познакомила участников мастер-класса с механизмом переработки травматического опыта за счет одновременного удержания внимания на негативных переживаниях и новой адаптивной информации с помощью движения глаз и других способов билатеральной стимуляции (ДПДГ).
На мастер-классе подросткового психолога психологической клиники «Каритас+» Ольги Баронской участники знакомились с компонентами диалектической поведенческой терапии и обсуждали факторы, снижающие и повышающие качество общения современных подростков.
А подростковый психолог психологической клиники «Каритас+» Дарья Хуснетдинова поделилась опытом установления контакта с трудными в общении подростками, обсудила маркеры поведения, указывающие на кризисное состояние ребенка, показала эффективные способы родительской поддержки ребенка с повышенной тревожностью.
Совместно с Мариной Шамардиной, доцентом кафедры общей и прикладной психологии Алтайского государственного университета, слушатели проблемной лекции познакомились с исследованиями манипулятивного взаимодействия, механизмом его воздействия и особенностями внутреннего мира манипулятора и его жертвы.
Практикум Ольги Любимовой, заведующего кафедрой клинической психологии Алтайского государственного медицинского университета, был посвящен психографическому тесту В.Г. Леонтьева. Его участники смогли провести самодиагностику собственного мотивационного поля и оценить шесть психографических показателей мотивации.
Практикум от Юлии Атемаскиной, доцента кафедры дошкольного и дополнительного образования Алтайского государственного педагогического университета, был посвящен вопросам нахождения современных детей и подростков в сети Интернет, а в завершении практикума каждый участник находил для себя место для запятой во фразе «Гаджет: выйти нельзя остаться».
На практикуме «Особенности работы с самооценкой подростков, склонных к рискованному поведению» Кристины Дерксен, ведущего психолога центра психологического и социального здоровья молодежи Алтайского государственного педагогического университета, участники разобрали механизм формирования рискованного поведения и роль самооценки подростка в этом процессе, познакомились с опытом включения метафорических ассоциативных карт в процесс формирования самооценки и профилактику рискованного поведения.
Оживленный интерес вызвал перфоманс в плейбек-театре «Анапаит». Четыре актера и один музыкант за считанные минуты превратили в мини-спектакли личные истории, рассказанные участниками перфоманса, точно отразив эмоциональное состояние рассказчиков.
Миниатюры бережно и очень аккуратно передавали суть внутренних переживаний и вызвали бурю эмоций не только у авторов историй, но и сопереживание всего зрительного зала. Возможность посмотреть на себя и свои проблемы глазами актеров, позволил участникам перфоманса ответить на собственные экзистенциальные вопросы: Кто Я? Для чего я живу? Как любить Другого и при этом не утратить себя? Как обходиться с чувствами: радостью, обидой, злостью, нежностью?
День получился насыщенным и разнообразным. Он показал, что эффективность в работе педагога-психолога зависит не только от его профессиональной компетентности, но и от его умения пользоваться и пополнять собственные ресурсы, а также умение выстраивать взаимодействие с социальными партнерами.
Ждем всех заинтересованных педагогов на мероприятиях краевой Недели завтра, чтобы обсудить вопросы построения детско-родительских отношений и профилактики агрессивного и аддиктивного и делинквентного поведения детей и подростков.