Подростковую агрессивность обсудили на заседании отделения по психологии краевого УМО
06.05.2025
6 мая 2025 года прошло заседание отделения по психологии краевого УМО теме: «Подростковая агрессивность: психологическая помощь и сопровождение обучающихся при различных видах травли и делинквентного поведения».
Анна Кузьмина, заведующий кафедрой клинической психологии Алтайского государственного университета, к.псих.н., проанализировала основные концепции агрессивного поведения: теорию социального научения (А. Бандура), фрустрационную модель Д. Долларда, когнитивную модель Л. Берковица и Биопсихоноэтическую модель психических расстройств (Г.В. Залевский). Она обосновала различие в содержании психологической помощи подросткам с реактивной (импульсивной) и проактивной (инструментальной) агрессией, раскрыла механизм действия трех систем эмоциональной регуляции.
Далее проблема подростковой агрессивности была рассмотрена с точки зрения основных направлений профессиональной деятельности педагога –психолога: диагностики, консультирования, коррекции и профилактики.
Ольга Бокова, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Алтайского государственного педагогического университета, к.псих.н., руководитель отделения краевого УМО по психологии представила диагностический инструментарий, необходимый для определения особенностей, проявлений и причин агрессивного поведения подростков и показала, как использовать полученные диагностические данные для выстраивания дальнейшей профилактической работы.
Старший преподаватель кафедры социальной психологии и педагогического образования Алтайского государственного университета Гоар Кроян заострила внимание участников заседания на особенностях психологического консультирования родителей агрессивного подростка.
Опытом использования когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) в коррекционной работе с агрессивными подростками, таких, как
технология сократического диалога;
техника «Пять пальцев»;
техника АБСДЕ;
техника «Как мысли порождают чувства»;
техника «Дыхание по квадрату»
поделилась с участниками мероприятия Софья Моноконова, педагог-психолог Алтайского краевого центра ППМС-помощи, поделилась.
Профилактическое направление в решении проблемы агрессивного поведения было рассмотрено с точки зрения необходимости организации комплексной работы по формированию в образовательной организации благоприятного социально-психологического климата и профилактики травли.
Александра Сартакова, педагог-психолог Алтайского краевого центра ППМС-помощи, проинформировала участников заседания о результатах прошедшего в феврале 2025 года в крае регионального этапа Всероссийского конкурса реализации комплексных профилактических мероприятий по формированию благоприятного социально-психологического климата «Школа#безОбид», озвучила параметры, по которым оценивались конкурсные работы, прокомментировала выявленные экспертами недочеты.
А опыт комплексной работы в Лицее «Бригантина» г. Заринск, ставшим победителем регионального этапа конкурса «Школа#безОбид», представила Наталья Пестерева, педагог-психолог этого общеобразовательного учреждения. На примере конкретной ситуации был показан алгоритм действий педагогических работников по пресечению ситуации травли, предотвращению возможного рецидива, оказания психолого-педагогической помощи всем участникам инцидента.
С материалами секции можно познакомиться на сайте Алтайского краевого центра ППМС-помощи: https://ppms22.ru/educators/pedagogam-psikhologam/kraevoe-umo-po-psikhologii/