Проведена секция краевого УМО по психологии в рамках образовательного форума «Дни образования на Алтае-2021»
16.09.2021
15 сентября 2021 года педагоги-психологи края обсудили особенности организации командной работы по оказанию помощи детям, нуждающимся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости.
Открыла работу секции Ольга Бокова, руководитель отделения краевого УМО по психологии, доцент Алтайского государственного педагогического университета, к.псих.н., особо подчеркнув эффективность учебно-методических объединений как формы взаимодействия специалистов в профессиональном сообществе в реализации задач непрерывного повышения профессиональных компетенций.
Важные задачи развития психологической службы, обозначенные в распоряжении Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193, были озвучены в ходе выступления Александры Милиной, педагога-психолога Алтайского краевого центра ППМС-помощи, главного внештатного психолога системы образования края. Она прокомментировала содержание основных разделов методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях, сделав акцент на типичных трудностях категории детей, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости. Также были озвучены основные мероприятия, необходимые для включения в программы адресной психолого-педагогической помощи по сопровождению детей данной категории.
Выступление Анны Кузьминой, канд. психол. наук, доцента кафедры клинической психологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», было посвящено причинам и факторам проблемного поведения подростков, и характеристике диагностических критериев расстройств поведения по МКБ-10. Особое внимание аудитории было обращено на отличия проблемного поведения подростков от расстройств поведения.
Оживленную дискуссию в чате вызвало выступление Ирины Штин, педагога-психолога МБОУ «СОШ № 19» г. Новоалтайска, которая представила опыт межведомственного сопровождения подростка, пережившего попытку суицида. Ирина обозначила не только основные моменты организации межведомственного сопровождения ребенка и его семьи, но и отметила важность открытого диалога специалистов ведомств системы профилактики, взаимную поддержку, как некий элемент супервизорства.
Приемами психологической коррекции поведения подростков-нарушителей и опытом использования «Карты социальных связей», позволяющей выявить ресурсы их ближайшего социального окружения поделилась Светлана Заковряшина, педагог-психолог КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко».
Интересный опыт командной работы специалистов по сопровождению детей-сирот в адаптационный период и оказанию им помощи в установлении межличностных связей, как основы формирования их психологической безопасности представили Наталья Кривоносова, педагог-психолог КГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Фаина Бычкова, педагог-психолог МКОУ «Волчихинская СОШ № 1».
На примерах работы с педагогами Наталья Деревянкина, психолог МБОУ «СОШ № 48» г. Барнаула, подчеркнула важность личной заинтересованности и мотивационной готовности в активной реализации антибуллинговых программ не только педагогов и психологов, но и администрации образовательного учреждения.
Не обошли вниманием участники секции и работу с семьями обучающихся – необходимость вовлечения родителей в активное взаимодействие с собственными детьми, формирование родительских компетенций в вопросах воспитания современных детей и подростков.
Педагог-психолог Алтайского краевого центра ППМС-помощи, Лариса Голованова, презентовала опыт организации дистанционной клубной работы с родителями. В числе основных проблем при организации взаимодействия с родительской общественностью было обозначено:
низкая мотивационная готовность родителей к участию в различных инициативах;
категоричность личных установок родителей;
желание родителей получать конкретные рекомендаций, рецепты помощи, применяя их здесь и сейчас;
перенесение родителями ответственности на специалистов;
формальное отношение.
Благодаря многочисленным вопросам выступающим работа секции прошла в атмосфере живого диалога.
В заключении участникам было предложено пройти небольшой анонимный опрос, по результатам которого будет спланирована тематика методических мероприятия психологов на 2021-2022 учебный год.
С материалами можно познакомиться на сайте по ссылке: https://ppms22.ru/educator/pedagogam-psikhologam/