Разделить нельзя оставить вместе. Состоялась супервизия для специалистов центров помощи детям, осуществляющих сопровождение замещающих семей в Алтайском крае
21.09.2024
Мы много говорим о привязанности, поскольку это одна из самых центральных тем в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей. Данная потребность служит очевидной гарантией выживания. Потребность в привязанности, одна из важнейших и имеет огромное значение в жизни человека. Когда у ребёнка есть чувство, что родители поддержат и позаботятся о нём, уверенность, что его любят и всегда будут рядом, когда ему нужно, это помогает чувствовать себя безопасно и доверять другим людям. В результате дети ощущают себя уверенно в присутствии родителей, проявляя активный интерес к миру вокруг себя и имеют возможность обращаться за поддержкой в случае необходимости.
А как быть с привязанностью между сиблингами, точнее сказать, как быть, когда детей нужно разделять?
Наличие или отсутствие привязанности между детьми может определить только специалист, обладающий специальными познаниями в области психологии.
Семейное законодательство предусматривает, что передача братьев и сестер разным лицам не допускается. Разделение детей при усыновлении или при опеке возможно лишь в случае, если такое разделение соответствует их интересам либо невозможна передача детей в одну семью по состоянию здоровья. Но это не безусловный запрет. Детей могут разлучить, если это будет отвечать их интересам. При установлении опеки или попечительства вопрос разделения детей решается органом опеки, а при усыновлении – судом.
Возникают закономерные вопросы со стороны органов опеки и попечительства и психологов. Правильно ли поступают специалисты органов опеки и попечительства, когда помещают обоих сиблингов в организацию для детей-сирот, если одному несовершеннолетнему комфортно в замещающей семье, а со вторым ребенком приемный родитель не в силах совладать. Какое решение принять психологу, указать в заключении о нецелесообразности разделения детей, не учитывая мнение одного несовершеннолетнего, с которым у родителей нормальные отношения, и он желает остаться в семье. Или выразить согласие в психологическом заключении о разделении детей, дабы не усугублять эмоциональное состояние одного и не разбить родственную связь между ними. Будет ли это разделение соответствовать интересам обоих детей, если они совсем не знали раньше друг друга (дети воспитывались в разных учреждениях) или же между ними стойкие конфликтные отношения?
20 сентября состоялась краевая супервизия для специалистов центров помощи детям, осуществляющих сопровождения замещающих семей. При участии психолога, супервизора Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Ольги Осинской.
Разбирали сложные случаи воспитание детей в замещающих семьях, а также вопросы, касающиеся разделения сиблингов в таких семьях.
«Специалистам в работе с замещающими семьями важно понимать насколько удовлетворяются потребности детей в безусловном принятии. Обретает ли ребенок уверенность и чувство безопасности в семье, что делает замещающий родитель для этого. Усугубляется ли психоэмоциональное состояние детей сложившейся неблагоприятной атмосферой в семье, если приемный родитель соблюдает интересы одного ребенка, отвергая при этом другого», – сказала Ольга Осинская.
Точку еще рано ставить в разборе предложенных специалистами Алтайского краевого центра ППМС-помощи и Павловского центра помощи кейсов. Сформулировали основные мишени в работе психолога с детьми и родителями для дальнейшей работы, определили направления работы и круг поддерживающей среды для членов замещающей семьи и воспитанников центра помощи. Вернемся вновь к рассмотрению этой темы через несколько месяцев, посмотрим динамику развития взаимоотношений в семье и между детьми.
Мероприятие организовано в рамках проекта «Добрые перемены», который реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов