Специалисты Алтайского краевого центра ППМС- помощи расширили имеющийся в их арсенале инструментарий оказания психолого-педагогической помощи детям и их родителям (законным представителям).
07.02.2025
В практику работы специалистов центра добавились три новые психолого-педагогические программы, утвержденные и рекомендованные педагогическим советом для использования в профессиональной деятельности.
1. Модульная психологическая коррекционно-реабилитационная программа сопровождения подростков, имеющих травматический опыт, которая направлена на уменьшение отрицательного влияния пережитой травмы на дальнейшее развитие и жизнедеятельность подростка.
Для пережившего психическую травму подростка жизнь становится непредсказуемой, превращается в сплошное ожидание очередной опасности, угрозы существованию, вызывая соответствующие тяжелые негативные эмоции. Занятия же по данной программе помогут им снизить интенсивность проявления тревоги, страха, гнева, стыда, вины, обиды и других негативных чувств, по возможности, эмоционально отреагировать травматический опыт, научат трансформации негативных убеждений и мыслей в позитивные. А самое главное – помогут овладеть приемами и техниками самопомощи в стрессовых ситуациях.
Модульный характер программы позволяет подобрать наиболее действенные средства коррекции и реабилитации исходя из вида травмы, возраста, актуального психоэмоционального состояния и характерологических особенностей подростка.
Программа предназначена для работы с подростками 12 - 18 лет (включая детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), имеющих:
- травматический опыт развития (нарушение привязанности, пренебрежение нуждами) и насилия (физического, сексуального, психологического);
- травматический опыт травли (буллинг, кибербуллинг);
- травматический опыт утраты (смерть близких) и / или потери (разрыва отношений, отвергнутой любви, развода в семье и т.п.).
На занятия по программе подростки зачисляются после консультативного приема у педагогов-психологов Центра.
2. Программа формирования социальных навыков у детей с РАС в малых группах «Шагаем совместно» является коррекционно-развивающей для детей с РАС и обучающей для их родителей (законных представителей). Направлена на развитие коммуникации, социального взаимодействия, социальной инициативы, социального понимания у детей с РАС и обучение членов семьи навыкам социального взаимодействия, необходимым для развития и коррекции ребенка с РАС.
У детей с РАС зачастую наблюдается нарушение социального взаимодействия с окружающими, что провоцирует тревожное состояние их родителей. Взрослым важно, понимать, что они сами могут сделать, какие стратегии выбирать и применять для развития своих детей, чтобы дети научились общаться с окружающими, говорили больше слов, освоили навыки самообслуживания и, чтобы их поведение изменилось в лучшую сторону.
Занятия по программе помогут выявить и актуализировать ресурсы участников, провести коррекционно-развивающую работу с детьми с РАС, дадут возможность родителям самим овладеть методами, направленными на формирование социальных, коммуникативных навыков, навыков общения и взаимодействия у своих детей, которые они смогут использовать самостоятельно.
Программа имеет блоковую структуру, разделенную на групповые занятия с детьми в возрасте от 6 до 9 лет и тренинговые встречи с их родителями, содержание которых фиксировано едиными темами и определенными задачами.
Зачисление на программу осуществляется после консультативного приема у педагогов-психологов Центра.
3. Программа психолого-педагогического сопровождения замещающих семей в адаптационный период, направленная на работу с семьями, воспитывающими детей в период адаптации в первый год после их принятия в семью.
Участниками программы являются семьи опекунов (попечителей), приемных родителей, воспитывающие детей в возрасте от 3-х до 17 лет.
Для того, чтобы эффективно организовать работу по программе, педагогу-психологу необходимо знать те негативные ситуации в семье, с которыми столкнулись родители после принятия ребенка, такие, как:
помещение в семью приемного детей, с глубокими нарушениями привязанности;
недостаточность родительских компетенций для воспитания приемного ребенка;
нарушения поведения у ребенка (выраженные протестные реакции у ребенка, агрессия, аутоагрессия) в период адаптации.
В связи с этим, работа по программе будет решать такие задачи, как:
развитие коммуникативных навыков родителей и детей в вопросах конструктивного взаимодействия в замещающей семье;
обучение приемам и способам поведения в детско-родительских отношениях, способствующих адаптации детей в семье;
коррекция психоэмоционального состояния в замещающей семье.
Реализация коррекционно-реабилитационных встреч будет происходить в очном и дистанционном режиме.
В зависимости от индивидуального запроса семьи педагог-психолог может выбрать отдельные темы консультаций и занятий.