В рамках работы секции отделения по психологии научно-практической конференции краевых профессиональных сообществ презентованы практики сопровождения детей с РАС

В рамках работы секции отделения по психологии научно-практической конференции краевых профессиональных сообществ презентованы практики сопровождения детей с РАС

01.11.2023

2 ноября 2023 года на базе Алтайского краевого центра психолого-педагогической медико-социальной помощи для педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), состоялся семинар-практикум «Стратегии сопровождения детей с РАС с доказанной эффективностью». В семинаре-практикуме приняли участие более 50 педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций Алтайского края. Модераторами выступили Наталья Примерова, заведующий отделом по работе с детьми с ОВЗ, инвалидностью Алтайского краевого центра ППМС-помощи и Лариса Голованова, педагог-психолог Алтайского краевого центра ППМС-помощи, координатор площадок Регионального ресурсного центра по работе с детьми с РАС.

IMG_20231102_130927_1.jpg

Педагоги обсудили необходимость и возможность применения в коррекционной работе современных методов сопровождения детей с РАС. Участникам были продемонстрированы четыре практики коррекции РАС с доказанной эффективностью, ориентированные на реализацию специалистами дошкольных образовательных организаций. Во вступительном слове Наталья Примерова отметила, что существуют многочисленные виды вмешательства при РАС с разной степенью соответствия принципам доказательности, и задача семинара состоит в том, чтобы рассказать и показать педагогам методы помощи детям с РАС, эффективность которых доказана в том числе и практическим опытом коллег.

Об использовании метода DIR-Floortime в работе с детьми с РАС дошкольного возраста, рекомендованного для развития навыков социального взаимодействия и улучшения коммуникации, рассказала Елена Шарапова, учитель-дефектолог МБОУ «СОШ № 34» (г. Бийск). Специалист организовала с участниками семинара имитационную игру с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми. Она обозначила, что данная практика используется в образовательном процессе в рамках индивидуальной и подгрупповой работы специалистов учреждения (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога) и способствует формированию навыков общения, установлению положительного контакта детей друг с другом и со взрослыми.

РРЦ РАС_семинар 02.11.2023

Педагог-психолог Мария Иванова и учитель-дефектолог Елена Лихачева МБДОУ «Детский сад № 14 «Василек» (г. Рубцовск) поделились опытом применения одной из стратегий формирования игровых и социальных навыков у детей с РАС – методом фототерапии. У присутствующих была возможность познакомиться с тематическими фотокнижками, фотоальбомами расписания активностей, визуальными правилами, инструкциями, подсказками, которые для детей с РАС выступают важнейшим средством общения с окружающими и организации внутреннего опыта.

В выступлении Светланы Колпаковой, педагога-психолога МАДОУ «Детский сад № 261 «Истоки» (г. Барнаул) обсуждался пятилетний опыт использования альтернативных методов коммуникации при обучении детей дошкольного возраста с РАС. При помощи бесплатного электронного приложения для коммуникации детей с РАС «Мой коммуникатор» участники семинара опробовали игры по формированию речевых навыков и невербального общения. «Обучение детей, у которых отсутствует или затруднена речь, альтернативным способам коммуникации может улучшить качество их жизни. С приложением могут работать как занимающиеся с детьми профессионалы, так и родители в домашних условиях», - подытожила свое выступление Светлана Колпакова.

групповое фото.jpg

Способами и методами влияния на поведение ребенка с РАС поделилась Юлия Кижакина, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра «Потенциал» (г. Барнаул). Специалист рассказала о применении авторской адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В мире возможностей». Деятельность по данной практике направлена на создание специального режима для детей данной категории, а также обучения ближайшего социального окружения, в данном случае, родителей, либо законных представителей, умениям, знаниям и навыкам адекватной и целенаправленной работы с ребенком. В ходе выступления Юлия Кижакина озвучила свое мнение о том, что если вовремя вмешаться в негативные изменения в поведении ребенка, то можно снизить вероятность их появлений, а иногда и просто остановить нежелательные поведенческие акты.

РРЦ_РАС_2023_1

Высокая заинтересованность педагогов, обсуждение выступлений, многочисленные вопросы - показывают актуальность тематики семинара-практикума. По мнению участников данного мероприятия, продемонстрированные специалистами края вмешательства с доказанной эффективностью возможно и необходимо применять в работе для улучшения способности детей с РАС эффективно общаться и взаимодействовать с окружающими.

 
Наверх