Академия замещающего семейного устройства

Академия замещающего семейного устройства

11.12.2023

Академия замещающей семьи. Школа будущих приемных родителей



Академия замещающей семьи поможет тем, кто решил принять на воспитание ребенка

123.jpg

Для нормального развития и формирования личности ребенку необходимы взрослые, которые не только заботятся о нем, но и любят, принимают его таким, какой он есть, учитывают его особенности и желания. Маленькому ребёнку в первую очередь нужна мать или человек, полностью её заменяющий. Психологические потребности ребёнка любого возраста лучше всего удовлетворяет семья. Именно семейный уклад дает детям позитивный опыт семейной жизни и возможность, впоследствии, самим стать ответственными родителями.

Замещающими семьями называют семьи, которые воспитывают детей, оставшихся без родительского попечения, вследствие смерти родителей или лишения их родительских прав. Замещающая семья – понятие, которое объединяет различные формы устройства детей к некровным родителям или воспитателям: усыновление, опека (попечительство), приемная семья.

Если вы приняли решение взять в свою семью ребенка на воспитание, или только еще задумались об этом, вам нужно пройти обучение по специальной программе в «Академии замещающей семьи». Данное обучение с 1 сентября 2012 года является обязательным для всех граждан, оформляющих опеку или усыновление. Исключение составляют только дедушки и бабушки, родные и братья и сестры ребенка, а также лица, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи осуществляет обучение граждан с 2009 года. Специалисты используют различные формы обучения - лекции, дискуссии, занятия с элементами тренинга, упражнения, просмотр видеороликов. На занятиях обсуждаются различные темы: формы устройства детей в семьи, какие задачи стоят перед замещающей семьей; как проходит процедура подбора ребенка, стадии взаимной адаптации ребенка и семьи, как учитывать возрастные особенности ребенка и говорить с ним о его прошлом.

Важные задачи, которые решает подготовка граждан, - это помощь в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться, а также выявление родительских навыков и ресурсов семьи.

Большинство людей думают, что для воспитания приемного ребенка достаточно любить детей, и иметь свой собственный опыт родительства. Но ребенок, пришедший в новую семью из-за потери собственной, – это всегда ребенок, который столкнулся с горем утраты, пренебрежением его нуждами, недостатком любви и заботы со стороны взрослых. Возможно, это ребенок, от которого отказались еще в роддоме. Или, может быть, он имел опыт отвержения и жестокого обращения в родной семье. Этот травматический опыт делает ребенка настороженным и недоверчивым, эмоционально неустойчивым и ранимым. Пережив раннее отделение от матери, ребенку трудно вступать с другими в близкие отношения. Такие дети боятся доверять, боятся боли утраты и пытаются защитить себя от нее, закрываясь от мира агрессивными переживаниями.

Будущим родителям важно понимать, с каким эмоциональным опытом приходит в новую семью ребенок, потерявший собственную, и как это будет сказываться на его развитии, самооценке и поведении. Поэтому, мы обязательно на занятиях говорим о последствиях депривации детей, оставшихся без попечения родителей; о потребности ребенка в привязанности, и на что она влияет; рассматриваем уровни и способы формирования привязанности с приемными детьми. Ведь, если вы приняли в свою семью ребёнка, то работа над формированием привязанности это то, с чего следует начинать.

Принять ребенка в семью – это не так просто, и подготовка семьи и ребенка к семейному устройству, а также дальнейшее социально-психологическое сопровождение семьи – работа, которая позволяет минимизировать риски возврата ребенка из замещающей семьи. В центре, помимо подготовки граждан к приему ребенка в семью, действующие опекуны и усыновители могут получить консультации юрисконсульта, логопеда и психолога, привести на коррекционно-развивающие занятия ребенка, либо поучаствовать в семинарах-практикумах для родителей.

Для прохождения подготовки необходимо обратиться с заявлением в организацию, которой переданы соответствующие полномочия. В Барнауле это - КГБУ «Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи» и «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 4». С полным перечнем организаций, осуществляющих обучение граждан, можно ознакомиться на сайте Министерства образования и науки Алтайского края, в разделе «Счастливое детство - в семье!» http://deti.educaltai.ru/, и на сайте Алтайского краевого центра ППМС-помощи http://ppms22.ru/. Ознакомиться с графиком, и выбрать удобное время обучения можно также на сайте АКЦ ППМС-помощи. Подготовка осуществляется уполномоченными организациями на безвозмедной основе. По итогам прохождения подготовки гражданину лично выдается свидетельство, форма которого утверждена Министерством образования и науки РФ.

 

 

Маурер Светлана Александровна,

заведующий отделом развития замещающего семейного устройства

КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»


 
Наверх